Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии.
Стратегия составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
Актуальность разработки стратегии развития ДО обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны, введением новых государственных требований к структуре и содержанию дошкольного образования.
Исходя из всего вышесказанного, основной целью стратегии развития является обеспечение условий и создание предпосылок для динамичного развития дошкольной организации и реализация обновления содержания дошкольного воспитания и обучения адекватного социальным потребностям инновационной экономики Казахстана, на основе повышения эффективности деятельности ДО по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А также создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно -образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.
Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и стратегии развития ДО направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребенку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДО, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребенка.
В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребенка ключевые компетенции:
коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;
социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими;
информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации;
продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки);
нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам;
физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.
Ценность качества образовательного процесса для ДО напрямую связана с ценностью ребенка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает с одной стороны – бережное отношение к ребенку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном процессе и в системе дополнительного образования.
Исходя из всего выше сказанного, главная цель дошкольной организации:
Способствовать повышению познавательного потенциала воспитанников через разработку и внедрение инновационных технологий, сочетающей в себе лучшие традиции, опыт и практику системы образования Карагандинской области.
Модель педагога детского сада
(как желаемый результат)
Личность может воспитать только личность, поэтому в современных условиях большое значение приобретает образ педагога детского сада.
Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов организации с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них (89%), приняли новую тактику общения – субъект - субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности ясли-сада в будущем, можно определить следующую модель педагога дошкольной организации (как желаемый результат):
- Профессионализм воспитателя:
- имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
- владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;
- свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;
- владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;
- умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
- владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
- проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
- умеет работать с техническими средствами обучения и применяет ИКТ в образовательном процессе;
- стимулирует активность детей на занятии, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала. Широко практикует активные формы обучения;
- реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей;
- владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.
- Проявление организационно-методических умений:
- использует в работе новаторские методики, инновационные технологии;
- включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
- владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
- Личностные качества педагога:
- четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований;
- имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
- обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью; тактичностью;
- владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
- обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
- креативен;
- воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
- развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;
- ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала дошкольной организации, родителей и социума.
Эталонная модель выпускника дошкольной организации
(как желаемый результат)
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования.
Модель разработана для детей в возрасте до 6 лет, поступающих в школу.
Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками:
- коммуникативные навыки - умение общаться с взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
- интеллектуальные навыки - овладение детьми разными способами решения поставленных задач, умение прогнозировать результат;
- физические навыки - осознание себя живым организмом, забота о своем здоровье, желание физического совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
- здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии – положительная динамика;
- креативность - отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;
- любознательность - исследовательский интерес ребенка;
- инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;
- ответственность - обязательство ребенка за проявление собственной личной инициативы;
- произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными у него представлениями, правилами и нормами.
Иными словами, дошкольная организация выпускает ребенка, физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт со взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом.
Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии дошкольной организации образования, основные характеристики желаемого будущего.
Модель будущей дошкольной организации образования
(как желаемый результат)
Модель новой модернизированной дошкольной образовательной организации должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 2-х до 6 лет, их социализации и самореализации.
Перспектива новой модели организации предполагает:
- эффективную реализацию комплексной программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
- обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб ясли-сада в вопросах развития детей;
- личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуальностью подходов;
- расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности дошкольной организации;
- обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования;
- четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса;
- усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса;
- принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения;
- высокую конкурентоспособность образовательной организации путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам.
Таким образом, модель будущей дошкольной организации образования, которая видится нам в результате реализации стратегии развития, реализуется через:
- моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников;
- использование здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды ясли-сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
- построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов.
Управление программой развития
ЦЕЛЬ: Формировать соответствие условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям в частности санитарно-гигиенических норм, охраны здоровья воспитанников и работников, оборудования учебных помещений, оснащенности учебно - воспитательного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Формировать соответствие уровня и качества подготовки выпускников КГКП «Ясли-сад «Дельфинчик» к требованиям государственных образовательных стандартов.
ЗАДАЧИ:
1. Организовывать эффективное взаимодействие всех служб КГКП «Ясли-сад «Дельфинчик» для выполнения требований по созданию условий осуществления образовательного процесса.
2. Организовывать эффективное взаимодействие педагогического коллектива для выполнения требований к содержанию образовательного процесса, соответствующего заявленному виду и типу учреждения.
Ожидаемый результат:
Для ясли-сада
- Повышена конкурентоспособность дошкольной организации образования.
- Сформирована система управления качеством образования дошкольников.
- Расширены внебюджетные средств для обновления и развития
материально - технических и социальных условий пребывания детей.
- Развито сотрудничество с другими социальными системами.
- Сформированы связи с научно - методическими объединениями.
Для детей и родителей
- Полноценное качественное образование в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка, для полноценного личностного роста.
- Хорошее состояние здоровья детей для повышения качества их образования.
- Обеспечение индивидуального педагогического и социального сопровождения для каждого воспитанника дошкольной организации.
- Индивидуальная консультативная помощь в воспитании и развитии детей, возможность выбора дополнительных программ развития.
- Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе.
- Система дополнительного образования доступна и качественна.
- Система поддержки талантливых и одаренных детей.
Для педагогического коллектива
- В основе системы интеграции, отношения «педагог-ребенок» будут направлены на личностно-ориентированные и учебно - воспитательные задачи. Продуктивность этого взаимодействия во многом зависит от умения педагога и его воспитанника понимать друг друга. Самообучение при этом рассматривается не как простая трансляция знаний ребенку, а через призму взаимоотношений.
- Сотрудничество в системе «педагог - педагог». Педагогическая ситуация не ограничивается системой отношений педагог – ребенок. Она захватывает и отношения между взрослыми участниками педагогического процесса. С одной стороны, взаимопонимание между ними образует ту «питательную среду», в которой непосредственно существует ребенок и которая оказывает огромное влияние на его развитие. С другой стороны, отношение между педагогами является характеристикой определенной социально-психологической культуры и обуславливает морально-психологический климат в коллективе. В единой учебно-воспитательной среде необходимо выстроить систему взаимодействия воспитателя и педагога - специалиста, четкую стратегию достижения единых целей.
- Увеличение интереса к профессии и развитие профессиональной компетентности.
- Каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства.
- Квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника.
- Будет обеспечено дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий.
- Поддержка инновационной деятельности
Для социума
- Реализация системы социального партнерства.
Социальный эффект:
- Обеспечение безопасности всех участников образовательного процесса.
- Повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Стратегические направления
1-е стратегическое направление
Совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников.
2-е стратегическое направление
Внедрение обновленного содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированных на качественную подготовку детей к школе.
3-е стратегическое направление
Отслеживание развития детей через мониторинг в процессе дошкольного воспитания и обучения.
4-е стратегическое направление
Реализация областного проекта «Пространство детской релизации».
5-е стратегическое направление
Работа по инклюзивному образованию.
Механизмы развития стратегии
Стратегические направления |
Механизмы |
Совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников |
- участие педагогов в инновационной и экспериментальной деятельности, с использованием проектной деятельности в воспитательно-образовательной работе в соответствии с возрастными особенностями детей; - помощь молодым специалистам разработать и внедрить проект «Школа молодого педагога»; - изучить и использовать эффективные методики ИКТ педагогами ДО; - участвовать с публикациями педагогам ДО в научно-методических журналах и сборниках, в научно-практических конференциях разного уровня; - проходить обучение на курсах казахского и английского языков. |
Внедрение обновленного содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированных на качественную подготовку детей к школе |
- использовать инновационных технологий в воспитании и обучении дошкольников; - реализовывать педагогические проекты; - принимать участие воспитанников ДО в интеллектуальных конкурсах разного уровня; - привлекать родителей для участия в семинарах-практикумах, открытых занятиях, мастер- классах. |
Отслеживание развития детей через мониторинг в процессе дошкольного воспитания и обучения |
- взаимодействие с логопедом, дефектологом по формированию связной, грамотной речи у воспитанников ДО; - сотрудничество учителей казахского, русского языков по внедрению опыта билингвального обучения; - психологическое сопровождение, всех участников воспитательно-образовательного процесса; - участие педагогов в МО дошкольных организаций города по обмену опытом работы; - реализация проектов на развитие познавательных и творческих навыков дошкольников. |
Реализация областного проекта «Пространство детской реализации» |
- создать структурные блоки модели (пространственно-предметный, организационно-технологический, социальный) предметно-пространственной развивающей среды дошкольной группы; - изучить результаты оценки предметно-пространственной развивающей среды с использованием международных Шкал ECERS-R; - изучить результаты удовлетворенности родителей предметно-пространственной развивающей средой группы; - отслеживать уровни психического развития дошкольника (Методика П.А. Мясоед); - изучить результаты изменения роли педагогов во взаимодействии с дошкольниками (персонализация обучения и воспитания, со-конструирование, создание событийности и др.). - тиражировать готовый проект в регионе |
Работа по инклюзивному образованию |
- привлекать родителей разнообразными формами к сотрудничеству; - привлекать педагогов и родителей к участию в конференциях городских, областных уровнях; - выпускать методические продукции ДО по работе с детьми с ООП, по инклюзивному образованию. |
Сроки реализации программы развития
(2021 – 2022 годы)
- Создание материально-технических и финансовых условий для работы ясли-сада.
- Формирование нового педагогического мышления коллектива.
- Обеспечение возможности педагогам выбрать вспомогательные программы, средства, методы и формы учебно-воспитательной работы.
- Организация содержания технологий педагогического процесса, создание экспертной группы по реализации Программы развития КГКП «Ясли-сад «Дельфинчик».
(2022-2023 годы)
- Практическая реализация проекта Программы развития КГКП «Ясли-сад «Дельфинчик».
- Диагностика уровня развития детей и квалификации педагогов.
- Коррекция программ и учебных планов.
- Создание системы обучения и воспитания.
- Осуществление поисков возможностей разнообразных программ в рамках реализации непрерывного образования «Ясли-сад - Семья - Школа».
6. Сохранение и развитие единого государственного образовательного пространства, расширение образовательных услуг.
(2023 – 2024 годы)
1. Диагностика уровня развития детей и квалификации педагогов.
2. Анализ работы ясли - сада по Программе развития КГКП «Ясли-сад «Дельфинчик».
3. Подготовка и публикация материалов по опыту работы ГККП «Ясли-сад «Дельфинчик» по инновационной деятельности.
- Ознакомление специалистов ГУ «Отдел образования города Темиртау» с результатами работы КГКП «Ясли-сад «Дельфинчик».
- Осуществить модернизацию в соответствии с Государственной Программой развития образования Республики Казахстан.
(2024 – 2025 годы)
- Практическая значимость проекта Программы развития КГКП «Ясли - сад «Дельфинчик».
- Диагностика уровня развития детей и квалификации педагогов.
- Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития КГКП «Ясли - сад «Дельфинчик».